художник Анна Дворникова

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Андрей Белый. Иллюстрации к стихам

Графическая серия иллюстраций к поэтическому наследию А. Белого, созданная в 2018 году. Работы находятся в Государственном музее А.С. Пушкина (ГМП) г. Москва.


Аргонавты.
Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г.

Лже-пророк. Дурак. 
Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г.

 Дурак.
 Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г.

Зов.
Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г.

Жизнь.
 Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г.

Смерть.
Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г.

Родина.
Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г.



Родине
Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия,- Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разрухи, В глухие твои глубины,- Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. Не плачьте: склоните колени Туда - в ураганы огней, В грома серафических пений, В потоки космических дней! Сухие пустыни позора, Моря неизливные слез - Лучом безглагольного взора Согреет сошедший Христос. Пусть в небе - и кольца Сатурна, И млечных путей серебро,- Кипи фосфорически бурно, Земли огневое ядро! И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия,- Мессия грядущего дня!
1917



Жизнь

Проносится над тайной жизни
Пространств и роковых времен
В небесно-голубой отчизне
Легкотекущий, дымный сон.

Возносятся под небесами,
Летят над высотами дни
Воскуренными облаками, —
Воскуренными искони.

Жизнь – бирюзовою волною
Разбрызганная глубина.
Своею пеною дневною
Нам очи задымит она.

И всё же в суетности бренной
Нас вещие смущают сны,
Когда стоим перед вселенной
Углублены, потрясены, —

И отверзается над нами
Недостижимый край родной
Открытою над облаками
Лазуревою глубиной.

1908

Зов

Сквозь фабричных гудков
Сумасшедшие ревы
Мы в тиши городов
Слышим тихие зовы.

Исполняется час.
И восходит в тумане,
Как прозрачный алмаз,
Все из ярких блистании, —

Снеговое лицо
На огнистом закате,
Замыкая кольцо
Славословящих братий.

Исполняйтесь, вы, – дни.
Распадайтесь, вы, – храмы.
Наши песни – огни.
Облака – фимиамы.

1914


Андрей Белый назвал свое мировоззрение "мячом, бросаемым в руки следующего поколения". Я попыталась принять вызов.

Для поэзии А. Белого характерно вселенское моровозрение, в ней отражено мироощущение человека как части его окружающего космоса. Иллюстрации отражают образы запечатленные в стихах, стремясь визуализировать пространство пронизанное искрящимся блеском светил и космической небесной глубиной. У поэта земля и человек вместе с ней включены во вселенский круговорот бытия.

Художественные поиски Белого во многом были обусловлены стремлением выразить противоречие между распадом  мира на уровне вещественном, осязаемом  и его единством на уровне образа, сущности.  Он трактует призвание поэта как миссию пророка, прозревающего будущее, имеющего связь с запредельным миром. Поэт воспринимается как человек, который отрывается от обыденности, возносится над ней и перемещается в область «сакрального-символического» бытия, он слышит «зов» свыше, он пытается донести его.  Но, в итоге это образ провокация, соседствующий с темой безумия, так возникает образ поэта-пророка, который перетекает в шута-дурака, лжепророка. Тема «зова» (голоса свыше) повторяется в различных вариантах на протяжении творческого пути А. Белого, в ней отражена трагичность образа поэта, принесшего себя в жертву ради всеобщего блага.

В 1904 Белый публикует свой первый поэтический сборник Золото в лазури, пронизанный «плазменным» сиянием солнца и «лазоревою глубиной» через обращение к древнегреческим мифам он образно иллюстрирует программу жизни своего поколения. С поэтической точки зрения Белый смело эксперементирует со стихом: разрушает традиционный метрический стиль, смешивает двусложные и трехсложные размеры, распологает строки соответственно интонациям, что во многом предвосхитило «столбики» и «лесенку» тонических стихов В.Маяковского.

Новый период творческого расцвета А. Белого начинается в 1905 году, когда поэт влюбляется в жену Блока — Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Эта несчастная любовь перевернула всю жизнь поэта, образовался роковой «любовный треугольник». Он тяжело переживает разрыв, страдает и уезжает из Петербурга за границу.

В 1909 выходят сборники стихов Пепел и Урна.
Идея и мотив «Пепла» точнее всего сформулирована самим поэтом: «Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем». Пепел вышел с посвящением Н.А. Некрасову,  в нем отразились впечатления от революции 1905-1907, преобладают социальные мотивы, трагическое восприятие беспросветной нужды в России.

Сборник Урна продолжает традицию русской философской поэзии, идущей от Е. Баратынского и Ф. Тютчева, отражает освоение автором разнообразных философских систем.

С 1909 намечается переход в мироощущении Белого от пессимизма и «самосожжения» периода Пепла к исканию «пути жизни», «второй заре». Тому способствует знакомство с А.А. Тургеневой (Асей), ставшей женой писателя.

В творчестве Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства. Как писал его современник философ Ф.Степун, «творчество Белого - это единственное по силе и своеобразию воплощение небытия „рубежа двух столетий”, это художественная конструкция всех тех деструкций, что совершались в нем и вокруг него; раньше, чем в какой бы то ни было другой душе, рушилось в душе Белого здание XIX века и притуманились очертания двадцатого». Не случайно еще в 1921 первым в мировой литературе Белый откликнулся на физические разработки Кюри зловещим пророческим символом: Мир - рвался в опытах Кюри / Атомной, лопнувшею бомбой.

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта