Графическая серия иллюстраций к поэтическому наследию А. Белого, созданная в 2018 году. Работы находятся в Государственном музее А.С. Пушкина (ГМП) г. Москва.
Аргонавты. Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г. | Лже-пророк. Дурак. Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г. | Дурак. Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г. |
Зов. Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г. | Жизнь. Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г. | Смерть. Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г. |
Родина. Иллюстрация к поэзии А. Белого 20х30см, бумага, смешанная техника 2018 г. | ||
Родине Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия,-
Безумствуй, сжигая меня!
В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины,-
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.
Не плачьте: склоните колени
Туда - в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!
Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез -
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.
Пусть в небе - и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро,-
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия,-
Мессия грядущего дня! 1917 | Жизнь Проносится над тайной
жизни
Жизнь – бирюзовою волною
И всё же в суетности бренной 1908 | Зов Сквозь фабричных гудков
Сумасшедшие ревыМы в тиши городов Слышим тихие зовы. Исполняется час. И восходит в тумане, Как прозрачный алмаз, Все из ярких блистании, — Снеговое лицо На огнистом закате, Замыкая кольцо Славословящих братий. Исполняйтесь, вы, – дни. Распадайтесь, вы, – храмы. Наши песни – огни. Облака – фимиамы. 1914 |
Андрей Белый назвал свое мировоззрение "мячом, бросаемым в руки следующего поколения". Я попыталась принять вызов.
Для поэзии
А. Белого характерно вселенское моровозрение, в ней отражено мироощущение
человека как части его окружающего космоса. Иллюстрации отражают образы запечатленные в стихах, стремясь визуализировать пространство пронизанное искрящимся блеском светил и
космической небесной глубиной. У поэта земля и человек вместе с ней включены во вселенский круговорот бытия.
Художественные
поиски Белого во многом были обусловлены стремлением выразить противоречие
между распадом мира на уровне вещественном,
осязаемом и его единством на уровне образа,
сущности. Он трактует призвание поэта
как миссию пророка, прозревающего будущее, имеющего связь с запредельным миром.
Поэт воспринимается как человек, который отрывается от обыденности, возносится
над ней и перемещается в область «сакрального-символического» бытия, он слышит «зов»
свыше, он пытается донести его. Но, в итоге
это образ провокация, соседствующий с темой безумия, так возникает образ
поэта-пророка, который перетекает в шута-дурака, лжепророка. Тема «зова»
(голоса свыше) повторяется в различных вариантах на протяжении творческого пути
А. Белого, в ней отражена трагичность образа поэта, принесшего себя в жертву
ради всеобщего блага.
В 1904 Белый публикует свой первый поэтический сборник Золото в лазури, пронизанный «плазменным» сиянием солнца и «лазоревою глубиной» через обращение к древнегреческим мифам он образно иллюстрирует программу жизни своего поколения. С поэтической точки зрения Белый смело эксперементирует со стихом: разрушает традиционный метрический стиль, смешивает двусложные и трехсложные размеры, распологает строки соответственно интонациям, что во многом предвосхитило «столбики» и «лесенку» тонических стихов В.Маяковского.
Новый период
творческого расцвета А. Белого начинается в 1905 году, когда поэт влюбляется в
жену Блока — Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Эта несчастная любовь
перевернула всю жизнь поэта, образовался роковой «любовный треугольник». Он
тяжело переживает разрыв, страдает и уезжает из Петербурга за границу.
В 1909 выходят
сборники стихов Пепел и Урна.
Идея и мотив «Пепла» точнее всего сформулирована самим поэтом: «Пепел — книга
самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты
дальнего, чтоб найти их в ближнем». Пепел вышел с посвящением Н.А. Некрасову, в нем отразились впечатления от революции
1905-1907, преобладают социальные мотивы, трагическое восприятие беспросветной
нужды в России.
Сборник Урна
продолжает традицию русской философской поэзии, идущей от Е. Баратынского и Ф.
Тютчева, отражает освоение автором разнообразных философских систем.
С 1909
намечается переход в мироощущении Белого от пессимизма и «самосожжения» периода
Пепла к исканию «пути жизни», «второй заре». Тому способствует знакомство с
А.А. Тургеневой (Асей), ставшей женой писателя.
В творчестве
Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства.
Как писал его современник философ Ф.Степун, «творчество Белого - это единственное
по силе и своеобразию воплощение небытия „рубежа двух столетий”, это
художественная конструкция всех тех деструкций, что совершались в нем и вокруг
него; раньше, чем в какой бы то ни было другой душе, рушилось в душе Белого
здание XIX века и притуманились очертания двадцатого». Не случайно еще в 1921
первым в мировой литературе Белый откликнулся на физические разработки Кюри
зловещим пророческим символом: Мир - рвался в опытах Кюри / Атомной, лопнувшею
бомбой.