Иллюстрации к пьесе А. Блока "Балаганчик"
Серия графических иллюстраций к пьесе А. Блока "Балаганчик" 1999 г, бумага, тушь, акварель, р-р 13х19 см.
Свидетельство о публикации № 36682 от 10 августа 2009 года. Художник Анна Дворникова
Арлекин и Пьеро работа находится в Государственном музее А.С. Пушкина (ГМП) г. Москва 1999 г, бумага, тушь, акварель, р-р 13х19 см
|
Явление Коломбины 1999 г, бумага, тушь, акварель, р-р 13х19 см |
Коломбина, Арлекин и Пьеро и мистики 1999 г, бумага, тушь, акварель, р-р 13х19 см |
Арлекин уводит Коломбину 1999 г, бумага, тушь, акварель, р-р 13х19 см |
Коломбина - Картонная Невеста 1999 г, бумага, тушь, акварель, р-р 13х19 см |
Оплакивание Картонной Невесты 1999 г, бумага, тушь, акварель, р-р 13х19 см |
|
Грусть Пьеро 1999 г, бумага, тушь, акварель, р-р 13х19 см |
|
|
|
Пьеса "Балаганчик" является последним символистским сочинением Александра Блока. Она создана им в результате глубокого кризиса в его сознании отвлеченно-возвышенных идеалов "Прекрасной Дамы" и "вечной женственности" (в крайне абстрактной трактовке этого символа московскими мистиками - "соловьевцами", к кругу которых принадлежал поначалу и Блок). Пьеса имеет и непосредственно биографический подтекст, проникающий в "Балаганчик" постольку, поскольку "земным объектом" культа Прекрасной Дамы для "мистических друзей" Блока Б. Бугаева (Андрея Белого) и С. Соловьева оказалась жена поэта Л. Д. Менделеева-Блок. Блок подверг осмеянию декадентскую мистику. Развенчивая мистиков, он переосмыслял и свое мистическое прошлое. Мир Прекрасной Дамы оказался иллюзорным, вымышленным, «лучезарный храм» — балаганом, мистика, как записал Блок в дневниках - «пустой» и «косной».
Колорит этого цикла иллюстраций выдержан в основных трех символических цветах: красный, синий и бежевый (желтый). Персонажи и пространство картин находятся в напряженном взаимодействии таких мотивов, как огонь человеческих страстей и духовный поиск личности, они балансируют на грани физического в метафизического плана бытия. Напряженный колорит работ подчеркивает смысловое содержание каждой из композиций. Образы персонажей и их движения заострены и поданы с большой долей условности, что подчеркивает театральность произведения. Персонажи - это маски, их эмоции условны, они играют определенную заданную роль, образы и действия полностью зависимы предписанного им амплуа. Поверхностность и условность физического мира с его искусственно созданными ценностями, приоритетами и божествами противопоставляется свободному полету души, духовному росу и поиску истины. Пластика рисунка подчеркивает закостенелость мышления героев, зависимых от суждения и ценностей их круга. Гротеск пьесы отображается также и в композиционном построении картин, которые следуют авторскому описанию действия, происходящего на сцене. По средствам графики передается противопоставление мира социальных условностей и свободного духовного мира.