художник Анна Дворникова

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Андрей Белый. Иллюстрации к роману "Серебряный голубь"

Серия графических иллюстраций к роману А. Белого "Серебряный голубь" 2008 г., акварель, тушь, бумага, размер 24 х 38 см. 
Работы находятся в Государственном музее А.С. Пушкина (ГМП) г. Москва.


Столяр Кудеяров и Нищий

Молитва Голубей

Дарьяльский, Катя и Матрена


Дарьяльский и Матрена


"Деланье"


Прозрение Дарьяльского


Смерть Дарьяльского
   
 
Андрей Белый

А. Белый - один из самых ярких поэтов русского символизма. Свое мировоззрение сам Белый называл мячом, бросаемым в руки следующим поколениям. «Мы разучились летать; мы тяжело мыслим, тяжело ходим, у нас нет подвигов… Нам необходима легкость божественной простоты, тогда мы найдем смелость пропеть свою жизнь: ибо если не песня живая жизнь, - жизнь и не жизнь вовсе».

У А. Белого в произведениях символизм выступает как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни. Символы - это не изобретения людей, но некие знамения, означающие нечто, принадлежащее божественной действительности. Они обладают самостоятельным бытием и наделены комплексом значений, по-разному раскрывающихся на различных уровнях бытия и сознания. Роман "Серебряный голубь" стал литературным ответом на отношения, сложившиеся между А. Белым, Л. Д. Блок (Менделеевой) и А. Блоком. В этом произведении отражается символическое проживание сложившегося любовного треугольника и одновременно переосмысление судьбы России, ее место между Западом и Востоком. Главный герой романа - Дарьяльский - для Белого воплощение образа нового славянофила, готового ассимилироваться в глубину народа, чтобы найти себя, найти свой путь и путь новой России. Старое уже умирает, отмирает. И для Дарьяльского новое преображение и новый путь заключается в отмирании личного и индивидуального на пути к общему, народному. К слиянию личного ''Я'' с народной массой. Стихийная народность, восточность, песенно-фольклорный мотив становится для него доминантной к которой стремиться его ''я'', туда к рябой бабе Матрене - темной и страстной, в которой в глубине плещется, призывает эта темная воронка. С другой стороны, в Дарьяльском продолжает жить его западность - интеллигентское воспитание и его чувства к чистой, тонкой, бесплотной Кате. Конфликт Востока и Запада отражен не только в судьбе Дарьяльского, но и в самом построении текста, который Белый блестяще стилизует то фольклорным напевом, то вполне литературным русским языком. Разум или чувства? Темные глубины или торжество разума? Андрей Белый очень здорово показал тьму восточной стихии в нашей народной жизни, насколько она неуправляема и бездонна. Не зря в начале прошлого века Россию захлестнула волна сект, одну из которых и показал Белый в романе Серебряный голубь– хлысты, хлыстовство очень точными росчерками пера изобразил автор в секте голубей. 

Пространственные образы-символы романа «Серебряный голубь» передают разные состояния человеческой души. Так, поле символизирует новую ступень духовного развития, очистительную, просветляющую, к которой стремится Дарьяльский. Поле несет мысль о будущем России, опирается на накопленные народом в процессе исторического развития духовные ценности. Лес символизирует растерянность Дарьяльского, увидевшего бездны своей души, разрывающейся между Матреной и Катей. Эти образы-символы проясняют мировоззрение и намерения персонажей. На лугу отец Вукол и Кудеяров спорят о Священном Писании, каждый с позиции своего учения. Они разоблачают ложь и лицемерие персонажей, вскрывают инфернальность секты «голубей». Дуб с дуплом демонстрирует разрушающее воздействие секты на основы мироздания. Символический смысл пространственных образов связан с картинами действительности. Поле, луг, лес становятся проявлениями высших сакральных сил и стремятся воздействовать на персонажей в обоих пространствах. Образы петуха и голубя с ястребиным клювом, в которые воплощается мистическая сила Кудеярова (основа топоса «голубей»), несут скорее эмблематический смысл, являясь знаком, передающим одно понятие, - в данном случае, знаком возникновения топоса «голубей». 

В иллюстрациях к роману ощущается прозрачность, трепетность, нематериальность рисунка, которая раскрывает тонкость материй, послуживших основой для романа. В каждой картине реалистичность образов сочетается с символичностью передачи основной сюжетной линии, что отражает структуру самого романа "Серебряный голубь". Колористическое решение отражает эмоциональную сторону каждого из эпизодов. Сочетание линий, штрихов и цветовых пятен передает эмоциональную напряженность сюжета его настроение и смысловое содержание. "Рваность" штриха и фрагментарность заливки передает двойственность, "разрыв", "расколотость личности" главного героя, который мечется между стихйностью эмоций и рассудочностью сознания. Этот мотив является причиной основной трагедии в романе.

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта