Работы находятся в Государственном музее А.С. Пушкина (ГМП) г. Москва.
Н. Аблеухов и Ангел Пери |
Встреча Н. Аблеухова и Лихутиной |
Красное Домино |
Встреча на балу |
Разговор после бала |
Н. Аблеухов в городе |
Н. Аблеухов и С. Лихутин пощечина |
Аблеуховы разговор отца и сына |
Нереальное пространство романа «Петербург» включает в себя эфирные тела. В той или иной степени оно проникает собой всю действительность и душу человека. Пространственные образы-символы романа «Петербург» раскрывают двойственность человека и объясняют ее причины вторжением хаотических сил из иных миров. Ярким образом этого вторжения является зеркало: отражения в зеркале Николая Аполлоновича и Софьи Петровны способны на время замещать самих персонажей и действовать вместо них. Пространственные образы-символы «Петербурга» утверждают инфернальную природу бюрократии, терроризма и провокации. Образ-символ паука (в том числе «из иных миров») связывает Аполлона Аполлоновича (бюрократию), Дудкина (терроризм) и Липпанченко (провокацию).
В «Петербурге» нереальное пространство открывается персонажу в моменты сильного волнения или в наиболее сложных обстоятельствах. Пространственные образы-символы направляют персонажей, помогают сориентироваться. В то же время они носят субъективный характер: они связаны с подсознанием и сильно зависят от ситуации, в которой оказался персонаж, его политических взглядов и эмоционального настроя.
Обращаясь к иллюстрированию романа «Петербург» для отражения характера текста был выбран узкий композиционный лист, который позволяет создать ощущение выхваченности сюжета из общей картины, отсутствие портретов героев вторит размытым образам романа и общего фона города, которые дает А. Белый. Он выделяет отдельные детали людей и окружающего мира: котелок, шляпу, усы, бакенбарды, очертания зданий и архитектурных элементов, - все это создает ощущение что действие романа результат «мозговой игры» героев, писателя и читателя. Каждый видит собственный мир, отдельную реальность и эти миры, пересекаясь в определенных точках, создают пространство романа. В попытке передать эту особенность повествования автора иллюстрации не следуют четко сюжету, а фрагментарно выделяют отдельные моменты, оставляя за кадром остальной это свободные ассоциации вызвfнные текстом. Центральная фигура Николая Аблеухова объединяющая различные линии повествования, стала основным образом иллюстраций. Остальные герои либо опущены, либо появляются в контексте истории Аблеухова младшего. Его образ раскрывается через роль-маску, которую он использует для достижения своих целей. Прячась, он загоняет себя в искусственные рамки, подпадает под чужое влияние и теряет способность мыслить самостоятельно, в результате искажается его ощущение мира. Подобным образом, в рамках ролей-масок действуют и остальные герои романа. Маски переодеваются, роли перетекают одна в другую, что подчеркивает разъединенность персонажей, которые проживают события своей жизни и жизни общества в одиночестве, не осознавая единства мира и связанности всех вещей и каждого с пространством бытия. Происходит противопоставление миров отца и сына, мира государственной системы и бюрократии с хаотичным миром революционной силы,- две грани одной реальности, которые посторены на условных позах, жестах и фарсе. Личные переживания и любовь проявляет себя как болезнь, подчеркивая безнадежное одиночество. Не реализуется высший смысл любви, призванной стирать границы между людьми. Астральные переживания героев вытаскивают их из частного мироощущения в общий план, но это не дает понимания жизни, скорее, астральный опыт напоминает защитную реакцию подсознания на неустраивающую действительность. Прояснение сознания происходит лишь благодаря взрыву, который воспринимается как кульминация,- «конец света» после которого наступает некоторое понимание бытия.
Этот роман
построен как мозаика: можно видеть целую картину при отсутствии ее отдельных
частей. Повествование строится на фрагментах, которые как лучом фонарика
высвечивают сюжет. Взгляд автора смещает планы пространства материальный,
ментальный, астральный, - все они
перемешиваются и подчеркивают нестабильность мира и эфемерность
действительности.
Для писателя
«Петербург» стал символом, который раздвигает границы времени и пространства. У
Андрея Белого есть лишь ему принадлежащее художественное ощущение космической
декристаллизации всех вещей мира, нарушения и стирания всех устоявшихся границ
между предметами. Сами образы людей у него распыляются, теряют твердые грани,
ограниченность нашего плотского мира рушится. Происходит смещение и объединение
различных плоскостей реальности. С помощью нереального пространства автор
открывает читателю подсознание персонажей, его влияние на их поведение и
поступки.