художник Анна Дворникова

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: AnnaD, Анна  
Форум по искусству » Форум по искусству » История искусств » История батика (История батика)
История батика
AnnaDДата: Четверг, 27.02.2014, 14:12 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 223
Репутация: 0
Статус: Offline
История батика

Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Как видим, описание очень похоже на современные определения батика.

В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже — фигуративные изображения. Как считает известный исследователь Индонезии Г.П.Рофайер, «…относительно невероятно происхождение сегодняшнего развитого искусства батика из простого способа резервирования рисовой пастой». Он полагает, что батик как способ был завезен из Индии.

Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батикования: «…С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «крис» — древнейшее оружие яванцев — он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом».

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и особенно в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик — воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни. Мир и миф есть единое целое.

Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники.Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор — тьянтинг (джаньтинг) — маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор — характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов — княжеских домов патриархальной Явы.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.

Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается «монополия» женщин в батике. Совершается переход к технике tjap — батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

Как развивалась история технологий окраски в Индии, Китае и Японии?

В Индии в средние века рисунок на ткань наносился двумя способами — кистями и при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж.Ирвин и П.Шварц утверждают, что «раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу».
 
AnnaDДата: Четверг, 27.02.2014, 14:12 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 223
Репутация: 0
Статус: Offline
Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.

Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется лахерия. Она похожа на батик, но здесь иной метод резервирования.

Технология, соответствующая батику, известна под названием каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Понятно, что такая технология не дает большого количества изделий и не может удовлетворить широкий спрос. А такой спрос появился в Индии в XVII веке, в связи с ее колонизацией англичанами.

Распространение метода набойки, или набивки явилось важным усовершенствованием. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди «чхинт») пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Для мольеровского Журдена обзавестись ситцевым халатом означало приобщиться к аристократическому обществу. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набойки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае.

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное посила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском), при котором жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан, потом воск удаляли и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной. Иногда последовательность была обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на нее наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и краска, за исключением закрытых воском мест, смывалась. Если была необходима двуцветная окраска, то операция повторялась. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке.

В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается, что окрашивание способом, известным в мировой культуре под названием батик, было завезено в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка — суримон, а также техники кокэти (узоры по трафарету) и юхата, напоминающая индийскую лахерия. С Х-ХI веков японский костюм стал роскошным как никогда. Погоня за сложностью наряда вызвала к жизни искусство чередования цветовой гаммы складок и одежд и тщательного размещения узора, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII — техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен — рисунок с помощью рисовой пасты! Возникает вопрос, а не привезли ли эту технологию голландцы с Явы? Ведь именно в торговле с Японией Нидерланды добились почти монопольного положения. В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло большого совершенства, но творчество в орнаментике начинает вытесняться штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой налаживалась издревле по Шелковому Пути, а затем в процессе колонизации.

Особо следует отметить «европейский» фактор развития тканевых технологий. С проникновением европейцев (в основном, голландцев и англичан) в Индию и Индонезию связаны многие цивилизационные и культурные процессы. В их числе развитие ткацко-красильного производства в связи с расширением спроса, распространение технологий, взаимопроникновение восточной и европейской эстетики в орнаменталистике, ее обогащение и в то же время некоторое упрощение, необходимое при широком производстве.

С середины XIX века голландцы, потерявшие своё влияние на европейский рынок, развили предпринимательскую деятельность на Яве. Открывались целые мануфактуры по производству батика, хозяева которых чувствовали дух времени, знали господствующие направления и умели угодить самому взыскательному вкусу. Но в это время английская хлопчатобумажная промышленность, опирающаяся на высокую технологию ситцевой набойки, окончательно обгоняет нидерландскую, а метод батикования переходит в сферу кустарного и мелкого производства. Им интересуются, в основном, немцы, которым мы должны быть благодарны за сохранение батика как технологии в Европе и которые в наши дни выпускают высококлассные принадлежности для профессионалов и делают все возможное для широкой популяризации батика среди любителей.
 
AnnaDДата: Четверг, 27.02.2014, 14:13 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 223
Репутация: 0
Статус: Offline
История возникновения батика

Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно :в конце 20-х - начале 30-х годов. В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.

Лежащий в основе этой техники принцип резервирования, т.е. покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор, был известен еще в глубокой древности. В китае, Индии, Индонезии и других странах древнего Востока с незапамятных времен использовали этот способ для получения на ткани рисунка. Например в Индии тончайшие ткани из хлопка ткались вручную и расписывались сценами из индийского эпоса с помощью калам - палочки с острым концом и желобом, которая создавала тонкий графический рисунок. Яванское слово "тьян-тинг" означает простейший прибор, с помощью которого на ткань наносился разогретый резервиющий состав.

Ткани используемые для росписи по шелку

Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки.

Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги.

Холодный батик


Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения.

Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость.

В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

Горячий батик

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Традиционный яванский батик - это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды.

Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет.

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Узелковый батик

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.
 
AnnaDДата: Четверг, 27.02.2014, 14:14 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 223
Репутация: 0
Статус: Offline
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска»[2]. Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. Роспись шелка – это захватывающий мир творчества, это подлинное наслаждение. Существует множество способов росписи по щелку, каждый из них требует различных материалов, различных технических приемов и процессов. Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков. Родиной их считается Китай и Индия. В те давние времена использовали природные красители растительного и животного происхождения. Сегодня используют высококачественные зарубежные красители, которые не выгорают на солнце и не линяют при стирке. Раскрашивание ткани - необыкновенно завлекательное действие: из под Вашей кисти на отрезке материи появляются различные произведения, оригинальные натюрморты, незабываемые узоры. Это увлекательное занятие помогает даже ребенку почувствовать себя настоящим художником, проявить художественное чутье и претворить в жизнь по настоящему уникальные произведения искусства. Выбор предметов для рисунка довольно велик: картины, шали, занавески, платья и многое другое - выбор для воображения огромный. Чтобы роспись по шелку удалась, потребуются специальные умения. Кроме того, во время Вашего творчества с шелком Вы сами создадите какие то свои техники. Навык рисования на ткани берет свое начало в глубокой древности. На острове Ява местные жители еще до появления тканей наносили орнаменты на домашнюю утварь с помощью горячего воска, а на свободные от воска участки наносили натуральные краски. Позднее способ создания рисунков горячим воском начали применять и для раскрашивания тканей. Воск при окрашивании ткани отторгает краску, защищая (резервируя) ее натуральный цвет, и в результате на поверхности ткани появляется изображение. На этом свойстве воска и базируется традиционная методика художественного окрашивания ткани, которая и получила название "горячий батик".Размещение воскового трафарета при необходимости получить большее разнообразие расцветок можно повторять не единожды. Удалить воск можно при помощи утюга.

Source(s): Искусство Батика

 
AnnaDДата: Четверг, 27.02.2014, 14:15 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 223
Репутация: 0
Статус: Offline
Список инструментов и материалов для батика.
1.Ткань - натуральный шелк. Для начала лучше потоньше, например,шифон. Ткань должна быть однотонной(белой,розовой,голубой,...),хотя можно и с рисунком. Тогда этот рисунок нужно переработать в свой. Это сложно.
2.Краски. Есть готовые импортные в художественных салонах (очень дорогие). Есть наши готовые компании "Гамма",но всего пять оттенков. Есть анилиновые красители для тканей в хозмагах (в порошках или таблетках - их надо готовить).

3.Резерв - это химический состав, состоящий из резинового клея, очищенного бензина, парафина и канифоли. Готовится по рецепту (занятие опасное для здоровья). Лучше взять готовый той же компании "Гамма". Или контуром воспользоваться.

4.Стеклянная трубочка с резервуаром для резерва. 
5.Бензин для зажигалок,т.е. очищенный. Им чистят трубочки и разбавляют загустевший резерв.
6.Кисти натуральные (лучше колонок).
7.Рама деревянная. Размер зависит от изделия, которое вы собираетесь расписывать. Лучше заказывать плотнику разъёмную (из нее можно сделать нужный формат. Hачинать можно и на пяльцах.
8.Кнопки канцелярские для натяжки ткани на раму.
9.Стаканчики или банки под воду и краски.
10.Фен, чтобы быстрей сохло.
11.Парафин медицинский,соль,спирт для разных техник и эффектов.
 
AnnaDДата: Четверг, 27.02.2014, 14:15 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 223
Репутация: 0
Статус: Offline
Технология1. Горячий Батик
Способ "горячий батик" наиболее живописен, но весьма трудоемок и сложен для воплощения. Наиболее древняя технологическая разновидность росписи. Горячим он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. Соотношение прокрашенных и непрокрашенных благодаря нанесению воска фрагментов и создаёт неповторимый узор росписи. Варианты резерва для горячего батика: 1) Фабричная восковая масса фирмы «Кройль» 500 г; 2) Парафин 250 г, искусственный воск 230 г, технический вазелин 20 г; 3) Парафин 400 г, натуральный воск 100 г. Массу расплавляют на водяной бане до однородности. В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных мотивов. Перед началом росписи в технике горячий батик ткань промывают в горячем содовом растворе (на 10 л воды -1 столовая ложка соды). Содовый раствор смывает все промышленные добавки, которые используют во время обработки. Ткань становится чистой и немного усаживается, что предотвращает деформацию рисунка после нанесения его на ткань. Когда ткань просохнет, ее натягивают на раму. Рисунок наносят простым карандашом (не химическим). Существуют три способа нанесения воска. Два из них дают возможность живописной работы горячим резервом, а рисунок непосредственно соприкасается с фоном. Третий приём связан с контурной обводкой рисунка. Познакомимся с первым способом: воск наносят на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается целиком белый рисунок на цветном фоне. Рисование воском ярко выявляет творческий почерк автора, позволяет импровизировать. Второй способ более сложный: воск наносят на фон и внутренние линии, а сам рисунок окрашивают. Как и в первом случае, это легко выполнить щетинными кистями разной величины. Воск лучше наносить крупными пятнами неопределённой формы. Не надо «для начала» обводить кистью все контуры рисунка и проводить ровные полосы. Воск ляжет неравномерно и после крашения эти вовсе не живописные полосы проявятся. И третий, самый сложный приём: воск наносят только на контуры рисунка. Опустив затем ткань в краску, мы получим белый контурный рисунок на цветном фоне. Здесь показано крашение одним цветом. При крашении в несколько цветов или поверхностной росписи красками получается многоцветный рисунок .

Горячий воск на большие плоскости ткани наносят широкими щетинными кистями, а для нанесения линий пользуются тьянтингом или тонкой кистью. В тьянтинг воск заливают ложкой. Чем воск горячее и жиже, тем лучше. Его наносят быстрыми движениями, пока он не застыл, так как придется снова подогревать. Перед началом работы тьянтинг необходимо "расписать" на бумаге так, как "расписывают" новую шариковую ручку. Нижнее отверстие инструмента должно хорошо выпускать воск. Нанесенные с помощью тьянтинга восковые контуры или резерв из резинового клея создают барьер, сквозь который краситель не попадает на соседнюю плоскость. Если в местах, покрытых воском, ткань не потемнеет, значит воск не прошел в поры ткани, он застыл. Работу лучше прекратить, так как такой воск все равно отслоится от ткани. Горячий воск должен хорошо пропитать волокна ткани, иначе во время окраски краситель попадет на те участки рисунка, которые на этом этапе раскрашивать не предполагалось. Небольшие изделия можно красить также кистью, губкой, аэрографом. Чтобы краситель не попал на соседние плоскости, пользуются трафаретом. С разрисованной способом горячего батика ткани следует удалить воск. Как избавиться от воска? Если вы не экономили воск и на ткани образовались целые сугробы из него, растяните высохшую ткань по диагонали – воск немного потрескается и осыплется. Можно помять ткань с той же целью. Но воск по-прежнему остался в ткани и его надо удалить. Кладём на стол несколько газет, на них - батик, а сверху ещё несколько газет. Гладим горячим утюгом, меняя газеты до тех пор, пока на них не перестанут проступать жирные пятна от парафина. После этой забавной операции в ткани ещё сохраняются остатки парафина там, где он был нанесён, и в виде расплывшихся жирных пятен вокруг узоров. Удаляем их ватой, смоченной в бензине, но лучше – пиненом (разбавитель для масляных красок). Очень интересный эффект в горячем батике - кракле, или кракелирование – намеренное создание трещин ( кракелюров). Когда-то считавшиеся браком в индонезийской технологии, в новое время кракле обрело самостоятельное значение. После того как нанесен основной рисунок (но не более чем в два перекрытия) , ткань, натянутая на раму, при помощи широкой кисти—флейтца—сплошь покрывается разогретым резервирующим составом. Когда он застынет, ткань снимают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем ткань снова натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном перекрывают более темной краской. Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Снятие резервирующего состава производится ранее описанным способом. Получаемый узор напоминает трещины на сухой земле или глине, что придаёт работе ощущение нерукотворности, природности, как узоры на камнях или прожилки на листьях. Горячий батик – наиболее сложная техника из всех видов росписи, но и самая интересная. Овладев ею, вы обнаружите, что воск – самый благодатный материал для возможных экспериментов, поисков необычных художественных приёмов, импровизации. Даже сам непривычный запах горячего воска будит творческую фантазию.
 
AnnaDДата: Четверг, 27.02.2014, 14:15 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 223
Репутация: 0
Статус: Offline
2 Холодный батик
Эта техника росписи по ткани использует специальный резервирущий (ограничивающий растекание краски по ткани) состав холодным, в отличие от техники горячего батика. Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки. 
Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть. Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии. Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы.
 Дипломная работа на тему "Насекомые" Андриановой Ирины Владиславовны


Дипломная работа на тему "Насекомые" Андриановой Ирины Владиславовны

3 Свободная роспись 
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
 
AnnaDДата: Четверг, 27.02.2014, 14:16 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 223
Репутация: 0
Статус: Offline
4 Свободная роспись с применением солевого раствора
Натянутую на подрамник ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Роспись производят при помощи ватных тампонов и кистей различной величины, более или менее пропитанных краской, благодаря чему можно выполнять сочные, насыщенные цветом или полутоновые мазки различного характера. Если рисунок требует мелких разработок - деталей, тампон делают с тонким заостренным концом.

Для рисунка с крупными округлыми формами применяют тампон большого размера и круглее. Чтобы тампон не терял форму и не лохматился, обтяните его тонким шелковым или капроновым трикотажем. Чтобы краска с тампона не капала, его отжимают в зависимости от требуемой насыщенности цвета. Помните, что попадая на кожу рук, краситель еще долго не может отмыться, поэтому нужно работать очень аккуратно или в хирургических эластичных перчатках. Начинают работу от светлых тонов к темным. Под конец делают общее сплошное покрытие более темным фоном. Если в процессе работы материал быстро сохнет, смачивайте его несколько раз, краска от этого не растекается. Однако смачивать нужно все полотно, не оставляя сухих мест, иначе получатся затеки.
 
Форум по искусству » Форум по искусству » История искусств » История батика (История батика)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: